Открытие концертного сезона
Прочитано: 3343
Открытие концертного сезона камерного хора. В воскресенье 17 октября в 15:00 состоялся концерт, посвященный 210-летию Е. А. Баратынского «Болящий дух врачует песнопенье» из цикла «Вокруг одного шедевра». Прозвучала кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин», произведения Ю. Евграфова, П. Чайковского и др.
Концертный сезон Тамбовского камерного хора открылся тематическим концертом под символическим названием «Болящий дух врачует песнопенье», посвящённым юбилейной дате — 210-летию Е. Баратынского. Центральное место в программе из цикла «Вокруг одного шедевра» было отведено кантате «Иоанн Дамаскин» С. Танеева (памяти Н. Рубинштейна). Наряду с ней, в концерте прозвучали хоровые произведения, близкие кантате по духу, идеям и образам: «На сон грядущий» П. Чайковского, «Горними тихо летела душа небесами» П. Барисона, «Горы мечтаний», мемориальное сочинение памяти Важа Пшавела «О поэте» Д. Аракишвили.
Открылся вечер премьерой: исполнением «Шести хоров на стихи Е. Баратынского» московского композитора Ю. Евграфова, с которым Тамбовский камерный хор сотрудничает много лет. Цикл хоров прозвучал на одном дыхании, вдохновенно и очень трогательно. Тончайшие переливы красок, динамическая нюансировка и общее настроение с первых звуков вовлекли слушателя в поэтичный мир сочинения. Наверное, стоит отметить, что не избалованное вниманием отечественных композиторов поэтическое наследие русского поэта нашло в этом цикле интересную «хоровую интерпретацию».
Ретроспективой к хорам Ю. Евграфова стала кантата «Иоанн Дамаскин», в которой доминирующей является тема ухода из жизни, раскрывающаяся через близкие ей по смыслу темы судного дня, вечного сна, бессмертия и христианской любви к ближнему своему. В исполнении особенно поразила мощь хорового звучания в кульминационные моменты цикла, эмоциональная амплитуда и глубина философского осмысления музыки.
По традиции для неподготовленного слушателя в концерте звучал комментарий художественного руководителя хора В. Козлякова. Каждое исполнение предварялось рассказом об истории создания, замысле, главной идее произведения. В этом отличительное качество концертов камерного хора, просветительская деятельность дирижёра — воспитание грамотного слушателя, способного чутко воспринимать музыку, понимать, анализировать и самостоятельно интерпретировать её.
На третьем концерте открытия сезона присутствовал автор хоров на стихи Е. Баратынского Ю. Евграфов. После вечера состоялась интереснейшая творческая встреча с композитором, на которой собрались музыканты и литераторы Тамбова и Мичуринска, студенты и преподаватели ТГМПИ им.С.В. Рахманинова. В форме свободной беседы присутствующие затронули множество тем о состоянии и судьбе хорового дела в современной России, о творчестве и композиторском методе Ю. Евграфова, о его отношении к поэзии.
Личность Ю. Евграфова многогранна и многолика. Он закончил два отделения московской консерватории — хоровое и композиторское. В настоящее время координирует секцию хоровой музыки Союза композиторов Москвы, является профессором Хоровой Академии. Он первым обратился к поэзии И. Бродского, Г. Сапгира, Н. Ладыгина, написав на их стихи хоровые циклы, многие из которых уже звучали в Тамбове. Композитор уверен в том, что хор — это один из способов приобщения к Высоким ценностям. «Без хоров России не будет» — цитата из слов Ю. Евграфова даёт надежду на то, что хоровое искусство России будет развиваться и дальше, сохраняя преемственность поколений и продолжая линию прошлых столетий русской хоровой школы. Встреча получилась увлекательной, по-домашнему тёплой и живой, и оставила много ярких впечатлений.
Музыковед Юлия Петровская